вторник, 16 декабря 2014 г.

На морском берегу и в мелководье (ТЗ)


Подобрались мы к изучению обитателей морей и океанов. Мне захотелось связать подводных жителей с их привычной средой обитания: чтоб Сенька ориентировался уже кого и где под водой можно встретить)) Вот первая часть у нас посвящена обитателям мелководья и тем,  кого можно встретить на отмели. Заодно эту часть проводила в целях предосторожности: чтоб смотрел под ноги, когда ступает по воде (в мелководье) и не брал в руки всякое-разное, что увидит в воде (всякое ведь может быть). Мы вот любим по водичке походить и к водорослям подойти на живность поглядеть. В Эгейском море сама чуть на ежа не наступила)))



Как обычно, кратенько пробежались ( на повторение) по истории нашей планеты (иногда с помощью моих наводящих вопросов) и дошли до появления людей на Земле. Пока в подробности о людях я не вдаюсь (но честно скажу, что уже хотела начинать историю), т.к. Сеньку очень заинтересовал подводный мир (пока не появились пираты))) Но так как я уже начала ТЗ о жителях морей и океанов, и тут вклинились еще и пираты, то морские ТЗ были ненадолго прерваны (т.к. интерес к пиратам был выше), и мы все свое время отдавали поискам сокровищ, приготовлению сухарей и всяких пиратских прибамбасов, а так же слушанию историй о пиратах и игр с пиратским кораблем. Когда у меня уже начало сносить крышу, я решила связать пиратов с начатой темой))) Поскольку (я уже писала об этом) пираты у нас - отважные добрые мореплаватели, которые ни за что на свете никому не причинят  вреда)))), то почему бы им не стать еще и исследователями биологической (или зоологической?) станции?!)))) Короче, мы на них возложили миссию изучения фауны морей и океанов. Но это было чуть позже, а сначала мне удалось провести первую часть ТЗ.
Немного рассказала об изменениях в животном и растительном мире, которые происходили (и происходят сейчас!) со времен появления людей, что многие виды животных и растений исчезают по вине людей. Поговорили о Красной книге (вот уже и пригодился наш комплект МнЛ Красная книга Беларуси ))). Познакомились со словом браконьерство.
 Дальше копирую со своих записей с моими дополнениями)):
Раз уж тебе интересно узнать, как живут удильщики, осьминоги, кальмары и другие рыбы, давай с тобой отправимся к морю. Будем изучать обиталелей морей и океанов! Вспомним тех, кого знаем, а может, что-то новенькое о них еще "откроется" и познакомимся с новыми животными. Предлагаю представить, как будто, мы на берегу моря утром во время отлива. Чтобы лучше представить, закрываем глазки. Включаю музыку шума моря (можно найти получше, но я, как всегда спешила и включила то, что было).
Мы идем по песочку. Вспомнили, откуда песочек у моря. Познакомились с цветом песка. Что он еще может быть и темно-серым (иногда его называют черным даже) и белым (из-за кораллов).
На берегу некоторых морей - галька, вспомнили, как эти камушки на берег попали.
Но мы представляем, что мы не на галечном пляже. Мы идем по песочку))
Что же мы можем увидеть на берегу моря во время отлива на песке?

Я показываю коробочку с манкой (это типа песок))) и ракушками.

(На первом фото прикольно получилось))) Как настоящий морской берег)
Ракушки! Конечно же! Какие красивые! Они бывают разных форм и размеров. Иногда весь берег может быть устлан ракушками - ракушечный берег. Эти ракушки выносит на берег морская волна. А представь, сколько их может быть на дне морском!
А ты знаешь, что ракушки являются домиками животных?
Сенька сразу вспомнил улитку. Правильно, как у улиток.
 Помнишь, мы с тобой видели ракушки в воде? А как они шевелились? А как одна ракушка передвигалась?
  Не всегда ракушка может быть пустой. Ракушку надо сначала внимательно рассмотреть, прежде, чем брать в руки.
Животных с раковинами называют моллюсками. Раковина - это скелет моллюсков. Это часть животного, который прикреплен к ней мускулами. Раковина защищает мягкое тельце моллюска, поэтому "жильцы" раковин никогда не покидают свой "домик". Но даже имея такую твердую раковину, моллюски частенько являются лакомством более круплых моллюсков и др. морских животных.
Рассмотрели ракушки брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Поискали в нашей коробочке ракушки.
Карточки тех, кого мы изучаем я всегда вывешиваю на магнитную доску, чтоб были всегда перед глазами:

Брюхоногие - это и есть улитки (ползают на брюшке, т.к. ножек у них нет))

Раковины у них спиралевидно закручены. Они бывают различных видов. Одни улитки могут жить в воде (как в морской, так и пресной), другие - на суше (виноградная улитка).
 Брюх. моллюски ползут на одной ноге, а выглядит, будто на брюшке))Едят двустворч. моллюсков, разрывая своей сильной ногой створки моллюска, у некоторых в слюне содержится много серной кислоты, и они разъедают раковину двустворки, а некоторые просто просверливают дырку и съедают двуст. молюсков у них же "дома".
 Изучение моллюсков помогло заодно подробнее узнать о содержимом нашего аквариума)) Вот у нас есть раковина рапаны в аквариуме - известного поедателя двустворч. моллюсков (ужас Черного моря))))
Крупнейшим из известных брюхоногих моллюсков считается гигантский сиринкс из Австралии, который весил чуть ли ни 20 кг.
Наивысшей ценностью, получаемой от брюхоногих моллюсков, долгое время считался, конечно, пурпур, которым окрашивали ранее дорогие ткани. В наше время производство пурпура почти забыто, только  кое-где в Средиземноморье сохранились традиции его изготовления.
Еще вспомнилось мне, как я когда-то купила в аквариум улиток. Сначала это были 2 улитки с желтыми раковинами, потом они начали плодиться со скоростью света и их детишки уже были какого-то прекрасного красного цвета, но они почему-то за все время выросли только до сантиметров 2-3, но плодились еще быстрее, чем предыдущие, я их уже отдавала кому могла, возила в зоомагазины. Но самое интересное, что их детишки уже были  коричневого совсем невзрачного цвета и росли только до 1см. Короче, весь аквариум кишел улитками. Фу, гадость какая! И я их уже не знала, кому отдать, никто их брать не хотел)))))) Пришлось мне их беспощадно смывать в унитаз. А избавиться я от них полностью очень долго еще не могла. Это ж надо... Какие-то мутанты... С тех пор улиток у меня больше нет и никогда не будет))))

У двустворчатых молюсков раковина состоит из двух створок, расположенны они по бокам тела. Живут только в воде, поэтому если волна их выносит, они тут же стараются с помощью ноги или раковины попасть опять в воду. Рассказала, что такие моллюски в основном ведут малоподвижный образ жизни на дне морском, некоторые роются в толще грунта. Вот морские блюдечки прикрепляются к твердой поверхности с пом. присоски (прицепила присоску, чтоб показать):


А некоторые (морские гребешки) способны даже быстро перемещаться в воде (показала как), хлопая створками раковины. Сделали упражнение: свели ладошки вместе, а потом разводить, как будто, хлопая - это так поплыл морской гребешок))
Еще показала, как сердцевидка (правда, я в основном показывала на гребешках, т.к. их у нас много))) с помощью ноги может зарываться в песок или передвигаться:



А вот личинки ракушек бывают очень даже подвижны. Плавают, хлопая створками, разыскивают рыбу, чтобы намертво в неё вцепиться острыми крючками на краях раковинки. Вскоре личинка оказывается внутри небольшой опухоли на теле рыбы. Там вырастает, питаясь соками рыбы. Потом опухоль лопается, и молодая ракушка падает на дно. Так расселяются малоподвижные ракушки.
Самый крупный из двустворчатых моллюсков – гигантская тридакна.
Говорят, ныряльщики иногда случайно попадали ногой или рукой между створок тридакны, моллюск стремительно захлопывал раковину, и человек погибал, не в силах высвободиться из тисков.
Двуств-х моллюсков - устрицы, мидии и гребешки -  издавна используют в пищу и люди. А устриц и мидий еще люди разводят спец-но в садках. Посмотрели в книге "Тайны моря", познакомились подробнее с собиранием жемчужин из устриц водолазами.
Устриц вот еще не только едят, их еще выращивают и для того, чтобы получить жемчуг (о нем мы говорили в ТЗ Минералы и горные породы).
Жемчужина образуется, когда в раковину двустворчатых моллюсков (берем устрицу) попадает инородное раздражающее тело – песчинка или яйцо паразита. Моллюск начинает покрывать её слоями перламутра. Шарик постепенно растёт. И потом получается красивая жемчужина, которую с древних времен высоко ценят люди. Единственное, чего очень жаль, - жемчуг не хранится дольше 150 лет – тускнеет и рассыпается.
   Раньше люди ныряли за устрицами по многу раз на день без спец. снаряжений и часто даже на большую глубину, иногда из всех добытых устриц они не находили ни одной жемчужины. Такие люди очень скоро становились инвалидами (рассказала и о кессонной болезни). Позже люди научились выращивать устриц в спец. садках и добыча жемчуга (пр и том, что появились акваланги и гидрокостюмы) стала уже не таким тяжелым делом, каким было до этого.
   Поиграли: сначала осторожно закладывали в устрицу жемчужинку, а потом осторожно ее выбирали:

Среди двустворчатых есть немало видов, наносящих вред хозяйственной деятельности человека. Например, корабельный червь точит длинные извилистые ходы в древесине, из-за чего выходят из строя портовые сооружения, днища кораблей. От раковины у них остался лишь рудимент, который и служит им сверлом. Источенную червём доску можно проткнуть пальцем. Длина такого червя около 2 метров.
Просмотрели с Сенькой еще фотографии раковин (и не только их) с выставки "Рожденные морем", которую мы посещали в конце зимы (в то время, когда на бабочек ходили смотреть):







Отлично к этой теме подошли книги:
Я люблю читать: На морском побережье"
Ракушки (с наклейками)
Еще мы делали барельефы из гипса:

Смотрели вот такие видео о моллюсках:


В это видео про гребешка Сенька просто влюбился (до сих пор вспоминает танец гребешков):


А еще придумала я воттакой плакат с наклейками:

Дополняем его с каждой новой темой. Вклеиваем пройденных
обитателей на место их обитания))
Фон делал сначала Сенька. Валиком:

Иногда и ремонт оказывается полезным: всякие штуковины (типа валика и малярной кисти) привлекают глаз моего мальчишки, и он с удовольствием жаждет ими "поработать". Я еще ни разу не видела такой огонек в глазах при рисовании, как в эти дни, когда ему выдали валик))))) Замулеваны все листы в доме + старые обои и еще все мало, благо гуашь тоже закончилась))))
Задумка с плакатом родилась у меня давно, но я думала, что раскрашивать будем кисточкой, а Сенька нашел способ полегче))
Это для закрепления пройденного материала. Сеньке очень понравилась моя идея. А мне понравилось, что, когда я даю ему наклейку, он сам называет, кто (или что) на ней, куда его надо вклеить, а иногда (если у него хорошее настроение) еще и выдаст инфо о нем.
Ну, а для самостоятельного чтения наделала книжечек:

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности