суббота, 20 декабря 2014 г.

Промысловая рыба (ТЗ)

Добралась-таки и до заключения  :-)
После морских исследований в Северном Ледовитом океане на ледоколе мы отправились домой. Ледокол мы поменяли на свой корабль и поплыли по Атлантическому океану к Балтийскому морю.
Но плыть просто так скучно! Ведь еще столько всего интересного скрывают воды Атлантического океана!
Решили порыбачить и рассмотреть способы ловли рыбы. Сначала я сама рассказала, а потом в книжечках посмотрели:



Конечно же, после этого нельзя не рассказатьо рыбе, которую ловят люди в большом количестве - о промысловой рыбе .
На этих занятиях я подробно не рассказывала о всех рыбах (просто перечислила, показала на карточках, они чуть ниже), рассказала только о самых интересных и выделяющихся представителях промысловой рыбы: угрях и лососях.

Тело угря очень напоминает тело змеи. Угри бывают тоже разных видов.
Речные угри появляются на свет в Саргассовом море - море, не похожем ни на одно море! Не могла не рассказать о нем! Название это море получило благодаря водорослям саргассам. Эти водоросли удерживаются на плаву благодаря наполненным газом пузырям, напоминающим виноград. Издали может показаться, что это остров - часть суши.
Это море еще называют морем без берегов или море среди океана. И это действительно так! Обычно моря ограничены континентами, а Саргассово море ограничивают сильные атлантические течения, одно из которых уже известное нам - Гольфстрим.(Напомнила еще немного, почему Саргассово море считается морем, хотя по сути является Атлантическим океаном).
В этом море теплая вода, а поскольку температура воды высока, то в ней не может жить планктон, а поэтому здесь нет крупных млекопитающих, да и крупных хищников тоже нет, поэтому многие виды рыб также приплывают сюда для откладывания икры.
Это место привлекает и угрей. Здесь взрослые угри нерестятся - откладывают икру - и погибают. Отчего они умирают - неизвестно, это считается загадкой (но есть много предположений).
Из икринок появляются на свет личинки, совсем не похожие на взрослых особей, которых уносит Гольфстрим к берегам Европы. У берегов Европы личинка превращается в стеклянного угря (прозрачного), а  когда угорь поднимается вверх по течению реки, становится уже непрозрачным взрослым речным угрем со змеевидным телом.
Прожив долгое время в реках угри опять отправляются в путешествие к месту, где они появились  на свет - в Саргассово море. Они проделывают долгий путь из реки в океан и там по океану к Саргассам, чтоб дать жизнь новому потомству, но сами при этом погибают.
В Атлантическом океане обитают еще морские угри или конгеры, очень похожи на своих речных собратьев, но значительно крупнее и тяжелее. На нерест они не плывут в Саргассово море, но отложив икру также погибают.
   А в реках Южной Америки (в т.ч. Амазонке) обитают электрические угри,у которых имеются электрические органы, которые служат им защитой, а так же парализуют добычу. Электрические угри вынуждены всплывать на поверхность воды за воздухом, как многие известные нам морские млекопитающие. Если лишить эл. угря возможности подышать, то он погибнет. Интересным является то, что электр. органы угря остаются опасными долгое время после того, как рыба погибнет. Скажем, если отрубить ему голову и взяться за тело без головы через некоторое время после этого, можно все равно получить эл. удар.
А есть еще песчаные угри, которые при малейшей опасности сразу прячутся в песок, поэтому увидеть их целиком - большая редкость
Зарывшись наполовину в песок, он принимает позу морской травы и терпеливо ждет, когда мимо него проплывет подходящий ужин – креветки, мелкая рыба или другие блюда, желательно мясные.
http://www.youtube.com/watch?v=Z_sZdPvXoSA

Из лососёвых рассмотрели Атлантического [b]лосося[/b], или семгу - это хорошо известная нам рыба (часто бывает на нашем столе)). Еще одна путешественница! Семга выклевывается из икринок в реках, а потом скатывается в море, там растет и когда
приходит пора нереститься опять плывет в реки, преодолевая различные препятствия. Мечет икру в реках и опять (если повезет) возвращается в море.
Почитали (чтоб лучше запомнилось) книжечку "Приключения лососенка", главный герой которой лососенок Виль-Виль, мечтающий попасть в море и, конечно же, после различных приключений его мечта осуществилась!

Потом мы, конечно, еще на карте порисовали)) "пути перемещений" угрей и лососей.

Рассмотрели еще об угрях и лососях в книжках "Тайны моря" и "Животные-рекордсмены" из серии "Твоя первая энциклопедия":

Еще немного разобрались с семейством сельдевых
Начали с кильки, которую любит наш папа))) и к которой относятся шпроты и тюльки (нельзя было не упомнить тюльку, зная уже ее из произведения Дж. Дональдсон)
И закончили атлантической сельдью, которую люблю я))! Но ничего из перечисленного не любит Сенька))

Поиграли в магазин в отделе морепродуктов (для лучшего закрепления).



 Целью было, чтоб сын разобрался, что есть что (т.е. мне не нужно было, чтоб он мог отличить замороженную треску от замороженного хека, нет, это просто для разнообразия))))для количества, скажем, предметов в нашем бумажном магазине) и мог это отличить (а то поскольку он ничего из этого не ест, то и разбирается, как свинка в апельсинах)). Заодно и с ценами поиграли.
Сначала мы "разложили" продукты на прилавки в соответствии с надписями, наклеили на каждый предмет цену (цену писала на бумажном скотче, т.к. он первым под руку попался), а потом я просила, что ему нужно для меня купить, выдавала денежку, а он клал нужные морепродукты в корзину из бумаги, расплачивался на кассе и приносил мне (иногда, правда, денег не хватало...
а иногда и сдача была)))После таких игр мы в магазине долгое время застревали именно в таком отделе))))) У меня даже возникла мысль весь магазин обыграть, а то уже морепродукты надоели..
Скачать материалы для игры можно ЗДЕСЬ
Конечно же, рыбачили! Рыбачили с новыми карточками классическим способом (удочкой ловили карточки со скрепками):

Карточки:

СКАЧАТЬ
И после богатого улова отправились домой!

На этом наши морские исследования закончились! Спасибо всем, кто следил за нашими открытиями и был все время с нами!
Я увидела, как много всего нового открыл для себя сыночек в подводном мире! Мы не только повторили всех знакомых нам до этого подводных обитателей, но и, конечно же, познакомились со многими новыми, узнали, чем они примечательны, рассмотрели зоны их обитания, а еще (незаметно так) повторили многие виды водного транспорта, поговорили о способах рыбной ловли. Конечно, еще столько всего можно по этой теме рассказывать, бесконечно, наверное... Еще ведь столько всяких необычных рыб мы "обошли стороной", но то, что я хотела рассказать и показать сыну, я показала и рассказала!
Эх, пройтись по суше, что ли?!
В результате мне еще захотелось провести маленькое обобщающее занятие, а то ведь столько всего прошли... уж не перемешалось ли все это в голове?!
***Сначала "распределили" всех обитателей по группам: рыбы, млекопитающие, ракообразные и т.д.
Кстати, карточки, с которыми мы занимались при распределении на группы,  я делала для лото (я уже не раз писала, что мы такое лото очень любим!) к каждой пройденной подтеме)) и таким образом собралось приличное количество карточекс подводными обитателями

***Потом мы всю эту живность распределяли по зонам их обитания (ярус тьмы и сумерек; на дне (в ярусе освещенности ) и т.д.)


***И прошли тест))) Скачать можно ЗДЕСЬ
***Читали разные художественные книги. Кроме Сахарнова и "Приключения лососенка", к данной теме отлично подошла книга Приключения маленькой трески и "Тюлька" Дж. Дональдсон.
***Играли в морскую ходилку:

Еще играли в мемори и выполняли различные задания, но это было так давно, что я уже толком не помню, что там делалось. Все фото уже перемешались, я даже из творческих работ ничего не показываю, т.к. много времени отнимают поиски... все дополнительные материалы по теме можно скачать здесь. Если кому-то нужны будут материалы для плакатов, которые были у нас (если кто-то еще помнит), пишите, я с радостью поделюсь, чтоб сэкономить ваше время!
Могу сказать, что морская тема безумно понравилась сыну, я смогла его "заразить" так же, как когда-то заразилась сама)) Не знаю, плохо это или хорошо, но теперь (почти уже год после завершения этой темы) сынуля предпочитает все переводить на морскую тему!
И все игры на эту тему до сих пор! Уже ни машины, ни космос, а корабли, морские животные и рыба. Он придумывает свои какие-то игры с фигурками, которые я делала и их накопилось очень много. Порой мне казалось, что многое, наверное, сынуля все равно забыл, но он иногда как выдаст...
Вот даже недавно разложил сынуля карту, а тут папа подсел к нему, что-то они там с фигурками по карте возились, потом слышу:
- Да нет, пап! Ну как же молотоголовая акула очутилась у берегов Антарктиды?! Она же любит теплую воду!
Так что ради таких моментов можно творить и работать дальше, ведь все не зря!!!

Еще раз спасибо за то, что были с нами!   

3 комментария:

  1. Люба, спасибо, отличное занятие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ларисочка, спасибо! Очень надеюсь, что вам с Сашкой мой материал пригодится!
      И еще огромное спасибо тебе за активное комментирование моих постов - прямо блог на глазах оживает!

      Удалить

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности